Алина Болото



Алина Николаевна Болото (Болото-Бояджян) родилась 20 февраля 1962 г. в г. Горловка Донецкой обл., где и проживает в настоящий момент.
Так случилось, что на своем жизненном пути ей удалось объединить увлечение отца с профессией матери. Отец писательницы - горный инженер, интересный и всесторонне развитый человек, всю жизнь проработал на шахте. Именно он познакомил будущую писательницу и её сестру с сочинениями фантастов, хотя тогда достать книги было нелегко - брал у друзей, читал сам и давал читать дочерям. Мать, врач-отоларинголог со стажем работы в медицине более 40 лет, хотя сама фантастику и не читала, поддерживала увлечение дочери литературой.
С 1999 г. Алина Николаевна работает в Горловском городском центре здоровья литературным работником - редактором (редактирует тексты, написанные врачами), журналистом (берет у врачей интервью об актуальных заболеваниях с последующей их публикацией в местной прессе и на городском интернет-сайте), диктором (начитывает медицинские тексты на городском радио). Общий стаж работы в медицине - 18 лет, из них 12 - в кардиологическом отделении. По признанию самой Алины Болото, написание фантастики является для нее не хобби, а скорее, наоборот - стержнем, вокруг которого накручиваются прочие обстоятельства ее жизни. Интересно и то, что разработать сюжеты некоторых историй помог муж - Альберт Александрович Бояджян (некоторые вещи написаны ими в соавторстве).
В 1984 г., одновременно с окончанием медучилища, Алина пришла в горловский Клуб любителей фантастики "Контакт", имея в творческом активе фантастическую приключенческую повесть "Твоя и Мария", которая будет опубликована лишь в 2005 г.
Первая проба пера состоялась в 16-летнем возрасте, когда Алина была еще школьницей. "Конец одного детектива" - рассказ о графомане, который один за другим пишет второсортные детективы без единого намека на художественный вкус. Герой одного из таких "произведений" сходит со страниц своей книги и появляется перед тем, кто его создал, требуя переписать свою судьбу. Рассказ заканчивается невесело, но, вместе с тем, определяется склонность молодой писательницы к нереальным, выдуманным историям.
А вот первой публикацией оказался небольшой юмористический рассказ "Раз в тысячу лет". В 1987 г. в газете "Советская культура" был объявлен конкурс на лучшее окончание рассказа, начало которому давал известный российский фантаст Андрей Лазарчук. Алина выиграла конкурс - и рассказ увидел свет. Потом были публикации рассказов "Две стороны экрана" и "Приговор", которые получили призовые места за лучший антивоенный рассказ на конкурсе киевского Клуба любителей фантастики "Світовід".
Более масштабные произведения - фантастические приключенческие повести для подростков "Червяк по кличке Тайфун" и "Тайфун в закрытом секторе" впервые были опубликованы в киевской газете "Юный ленинец" в 1989-1990 гг. Тайфун - инопланетянин-птерод, незадачливый патрульный, которому стабильно не везет в жизни. Вот и на этот раз патрулирование доверенной ему территории Вселенной приводит его к неожиданному открытию, преследованию со стороны злостных абукрабиков и вынужденной посадке на первой попавшейся планете, коей оказывается, конечно же, Земля. И уж наверняка, только земная девочка могла носить имя Светлана Дударь и быть настолько любознательной, чуткой и отважной, чтобы спасти бедолагу от преследователей, объявив его своим домашним червяком и наградив необычным именем - Тайфун. Конечно, настоящее имя проблемного создания куда более необычное. Да и сам он, и его умение перевоплощаться в кого угодно, и само его существование - все это настолько необычно, что Светлана к ее собственной радости оказывается втянутой в увлекательные события, связанные с обнаружением Тайфуном в межгалактическом пространстве загадочной ультуны. Что такое ультуна, достоверно не знает никто из героев повести, однако она стоила того, чтобы вокруг нее разгорелись такие нешуточные страсти. Итак, вскоре приключение начинает казаться Светлане все менее забавным и все более опасным, ведь нужно не только помочь Тайфуну выбраться с Земли, но и остаться при этом в живых, победив в справедливой борьбе похитителя ультуны - Абукраба.
Глубокая симпатия на грани влюбленности, зародившаяся между главными героями, получает развитие в повести-продолжении под красноречивым названием "Лучше сидеть дома, или Тайфун в закрытом секторе". В жизни теперь уже 15-летней Светланы неожиданно вновь объявляется Тайфун, и неугомонную парочку вновь ожидает опасное путешествие путями искаженной реальности. На этот раз героям противостоят целых два вражеских лагеря инопланетян - с одной сторны отвратительные зетаги, с другой - суровый Клодт, отвратительный хам Степен и их юный сообщник Антель. Принципиальной разницы между ними нет, все они считают Светлану проводником, который должен указать им местонахождение потерянного Могущества. Дело усложняется тем, что Светлана понятия не имеет о том, что собой представляет эта самая ультуна, а тем более, где ее искать. Вот и приходиться ей собирать остатки мужества и полагаться лишь на собственную смекалку.
Повесть "Вдова узурпатора" (1996) - приключенческое фэнтези, местами переходящее в триллер. После внезапной смерти опекуна, принцесса Эстареди и ее младший брат Клюссиди - юный монарх государства Анемор, вынуждены спасаться бегством от жрецов Культа Месяца, которые надумали умертвить наследников престола. Пользуясь первым, попавшимся под руку транспортом и услугами людей, проверять которых на надежность просто нет времени, девушка и мальчишка спасают свои жизни, а вместе с ними и честь своего государства, оставаясь верными стороне Света. По словам самой писательницы, она написала историю о том, как девчонка вынуждена полагаться лишь на себя и на ребенка, потому что больше ей полагаться не на кого. В вынужденном путешествии ей отчаянно не везет с представителями сильного пола. Кого-то убивают, кто-то слишком слаб, а кто-то просто подлец. Ставка делалась на то, что некоторым людям в голову не приходит, что есть такие дураки, которые готовы пожертвовать своей жизнью ради ближнего. Они видят в этом корысть, и очень сильно ошибаются, потому что "наградой" за королевскую корону в этом случае была смерть. Путешествие беглецов превращается в длительный экшн, который не останавливается ни на секунду. Ведь Алина Болото - злонамеренный автор, который обожает создавать героям своих произведений как можно больше проблем и неудобств, потому что любит наблюдать за тем, как они преодолевают сложности. При этом утверждает, что наслаждается красотой борьбы сильного человека. Даже в том случае, когда человек борется с собственными слабостями. Писательнице нравится красота человеческого духа, а в приключениях ей всегда найдется место.
В 2005 г. киевское издательство "Зеленый пес" опубликовало переведенные на украинский язык сочинения Алины Болото, которые вошли в три книги. Во "Вдове узурпатора" издали одноименную повесть, а также несколько рассказов. Среди них - "Убежище" - рассказ в жанре фэнтези, который был опубликован на русском языке еще в 1990 году в сборнике симферопольского издания "Фэми-Фан". Убежище - двухэтажное сооружение посреди леса, что-то вроде "штаба". Каждую ночь в Убежище приходит группа смельчаков во главе со смотрителем - люди, которым дано бороться с силами зла. Среди этих людей - Ольга, внучка бабки Марты. Именно сквозь призму ее мироощущения показаны одни сутки из жизни отважных борцов с нечистью. Рассказ начинается и заканчивается подборкой вырезок из газетной хроники, которая в полной мере иллюстрирует ежедневную жизнь реального мира людей. И поневоле закрадывается сомнение - что же страшнее: реальность нашей будничной жизни или все эти ведьмы, оборотни, вампиры, ведьмаки и пауки, населяющие страшный темный лес. К тому же, в отличие от реальной жизни, в виртуальном мире хозяев Убежища днем добро всегда побеждает, в то время как в реальной жизни зло творится 24 часа в сутки.
Следующий рассказ, вошедший в сборник - фэнтези "Пачка маргарина". Тут в наличии масса деталей, характерных для произведений, написанных в этом жанре: выдуманное королевство, средневековый рыцарский турнир, принц Номат, принцесса Флорестина, дракон Птер, фея Инея и даже наша, отечественная Ягуся!
Завершают сборник два небольших рассказа, абсолютно противоположные по жанру - юмористическая фантастика "Открытие Америки" и ужастик "Хозяин".
В сборник "Лучше сидеть дома" вошла дилогия о приключениях Тайфуна и Светланы, а также юмористическая фантастическая повесть "Лот для винегрета", герои которой, отправившись в самый обычный поход, попали в другое измерение времени. На протяжении всей повести со школьниками Светланой и Борисом, а также с их старшим товарищем Александром Петровичем происходит нечто невероятное: их постоянно носит в пространстве и времени, они встречают то скифов, то индейцев, затем Светлана внезапно оказывается в средневековом дворце, а под конец герои становятся свидетелями межгалактической войны роботов - вот такой исторический винегрет! Впрочем, наконец выясняется, что это ученый из будущего изучал модели их представлений об истории и случайно вместо копий запустил в модель живых людей.
В книге под общим названием "Твоя Мария... и Киб" - три повести, которые вместе являют собой космическую оперу - приключенческую научную фантастику. В ней нет тщательно проработанных научных гипотез, ровно как отсутствуют в ней глубокая философия с психологией. Однако все три повести объединяет место и время действия, некоторые общие герои и обязательно - наличие тайны, что превращает повести в фантастический детектив. Итак, время действия - будущее, место действия - просторы Галактики, на которых для человечества не осталось неизведанных уголков. Конечно, встречаются исключения - в случае обнаружения какой-то неизвестной планеты, туда немедленно отправляют косморазведчиков, и если на месте находят что-то, достойное более детального рассмотрения - планете определяют наблюдателя. Планете Арая, которая фигурирует на страницах повести "Твоя Мария... и Киб", с наблюдателями не везло: первый самым загадочным образом исчез, второй сошел с ума, третий поссорился с руководством и покинул планету. В качестве четвертого наблюдателя на Араю прибывает юная выпускница биологического факультета Мария. Она постепенно осваивает территорию тихой и безлюдной планеты, скучать ей не приходится, тем более что сразу же находятся двое спутников - невежливый и даже несколько нахальный робот обслуживания Киб (сокращенно от кибер), а также пес-охранник Бер (тоже сокращенно от кибер). Изучая планету, Мария случайно находит в озере Александра Конова - первого наблюдателя Араи - и Кибу приходится старательно поработать, чтобы вернуть утопленника к жизни. Радость Марии от его спасения быстро сменяется раздражением - возможно ли сосуществование на одной планете двоих наблюдателей?
"Меню для Фойры" знакомит читателя с Даруа Ватишем, 19-летним пилотом биоэлектронного космического корабля "Барс". Вылетая на планету Нготени, он берет в попутчики наблюдателя разных планет, в прошлом косомразведчика, Александра Конова, знакомого читателю по "Марии...". Вместе с ними на борт "барса" поднимается и дикий зверек-бараноед неведомой породы по кличке Кыр. Пребывая в открытом космосе, путешественники натыкаются на судно для прогулок "Лори", попавшее в аварию и нуждающееся в помощи. Поднявшись на борт этого корабля, Александр выяснил, что все пассажиры, за исключением детей и собаки, пребывают в состоянии, близком к психической травме или наркотическому трансу, однако в считанные минуты и сам становится жертвой непонятной эпидемии. Теперь вся надежда на Ватиша, который должен в одиночку одолеть Фойру - Существо, которое, порабощая все находящиеся в радиусе действия биологические объекты, питается их энергомыслями, иными словами - просто высасывает разум. Ватиш тоже в опасности, а тут еще Кыр почему-то решил, что Даруа - его мама, а потому неустанно требует должного к себе внимания.
"Рейс вне расписания" - еще одно приключение Даруа Ватиша. Перед выходом в заслуженный отпуск, он, теперь уже пилот транспортной базы "Талан", должен доставить наблюдателю небольшой планеты устройство для видеосвязи. По прибытии на Капариду, Ватиш понимает, что местная власть по какой-то причине делает все для того, чтобы помешать ему встретиться с наблюдателем Василием Нориным. Довольно скоро выясняется, что, скорее всего, отпуск Ватишу придется провести на этой немиролюбивой планете, где отсутствует чувство юмора, никто не расстается с личным оружием и все находится под контролем "спокойных" - местной службы безопасности. С последними у Даруа сразу же наметились проблемы, но ведь необходимо докопаться до правды и выяснить, куда делся наблюдатель какую именно тайну он должен был рассказать Главному управлению. А читателям остается надеяться, что эта история про Даруа Ватиша - далеко не последняя.
В последние годы Алина Болото пишет чаще. Сейчас работает над альтернативной историей, действие которой происходит в Российской империи начала ХХ века. Ее герой Вольф - оборотень, который был замешан в околореволюционных событиях. Кроме того, есть еще несколько неопубликованных вещей - например, "Прибрежник" - первая часть истории Вольфа, или "Накопитель", продолжение "Убежища". Неоконченной работы еще много, так что у читатели наверняка смогут и впредь следить за приключениями героев Алины Болото - честными и ироничными, сообразительными и чуткими, любознательными и отважными.
Для первого знакомства с творчеством А. Болото редакция справочника рекомендует:
-- Вдова узурпатора.


Текстография:
Конец одного детектива (рассказ, 1979).
Твоя Мария и Киб (рассказ, 1983, последняя редакция 2003).
Будешь рядом - залетай! (рассказ, 1984).
Я - Додо (рассказ, 1984, впоследствии переработан в рассказ "Меню для "Фойры").
Пятьсот двадцатый (повесть, 1984, последняя редакция 1986).
Две стороны экрана (рассказ, 1985).
Приговор (рассказ, 1985).
Тринадцатый дубль (рассказ, 1985).
Рейс вне расписания (повесть, 1985, последняя редакция 2003).
По поводу вечных вопросов (рассказ, 1986).
Смерть повремени или Да здравствуют гонорары (рассказ-пародия, 1986).
Бабушкина сказка (рассказ, 1986).
Пачка маргарина (рассказ, 1986).
Биофильтр (рассказ, 1986).
Французский детектив (рассказ, 1986).
Фантастический рассказ (рассказ, 1987).
К вопросу о предотвращении марсианских нашествий (рассказ, 1987).
Письмо из больницы (рассказ, 1987).
Лот для винегрета (рассказ, 1987).
Заявление (рассказ, 1987).
Триумф лейтенанта Сидорова (рассказ-пародия, 1987).
С Новым годом или Внимание, пираты! (новогодняя пьеса, 1987).
Червяк по кличке Тайфун (рассказ, 1988).
Пароль - "стрела" (рассказ, совместно с группой клубных авторов, 1988).
Убежище (рассказ, 1989).
Тайфун в закрытом секторе (повесть, 1989 - 1990).
Ржавое золото (роман, в соавторстве с Е. Кулинич, 1989 - 1990).
Прибрежник (повесть, 1990 - 1991).
На горизонте - ветер (роман, в соавторстве с Е. Кулинич, 1991 - 1992).
Вдова узурпатора (повесть, 1991 - 1992).
Хозяин (рассказ, 1992).
Колобио (рассказ, 1993).
Золотая смерть (рассказ, 1995).
Возвращение сказки (рассказ, 1997).
Темпотроли (рассказ, совместно с А. Бояджяном, 1998).
Открытие Америки (рассказ совместно с А. Бояджяном, 1998).
Сделка (рассказ, 1998).
Пустошь (рассказ, 1998).
Ожидание (рассказ, 1998).
Сказка, рассказанная спящему мужу (рассказ, 1998).
Накопитель (повесть, 1994 - 1999).
Пробуждение (рассказ, 1999).
Сказка о добре и зле (новогодняя пьеса, 1999).
Магистр времени (новогодняя пьеса, 1999).
Переход (рассказ, совместно с А. Бояджяном, 2000).
Центр мироздания (рассказ, совместно с А. Бояджяном, 2000).
Меню для Фойры (рассказ, 2003).
История всемирного потопа (рассказ, 2006).
Прибрежник 2 (незаконченная повесть, в работе, 2003 - 2006).


Библиография:
Краще сидіти вдома. - К.: Зелений пес, 2005.
Твоя Марія... і Кіб. - К.: Зелений пес, 2005.
Вдова узурпатора. - К.: Зелений пес, 2005.


М. Воробьёва